МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» города Симферополя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Информация

о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

В 4-х  классах  образовательных  организаций  Российской  Федерации осуществляется  преподавание  комплексного  учебного  курса  «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Преподавание  направлено  на  воспитание  учащихся,  формирование, прежде  всего,  их  мировоззрения  и  нравственной  культуры  с  учетом мировоззренческих  и  культурных  особенностей  и  потребностей  семьи школьника.  В  связи  с  этим  выбор  для  изучения  школьником  основ определённой  религиозной  культуры  или  мировых  религиозных  культур,  или основ  светской  этики  согласно  законодательству  Российской  Федерации осуществляется  исключительно  родителями  (законными  представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При  этом  вы  можете  посоветоваться  с  ребёнком  и  учесть  его  личное мнение.

Преподавать  все  модули,  в  том  числе по  основам  религиозных  культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для  осуществления  выбора  необходимо  личное  присутствие  (возможно одного  из  родителей)  на  родительском  собрании  и  личное  заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из  указанных  модулей,  вы  сможете  получить  ответы  на  вопросы  от представителей  администрации  школы,  педагогов,  представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие  на  собрании,  по  крайней  мере,  одного  из  родителей  и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

С уважением, администрация 

 


Уважаемые родители!

Решением органов государственной власти с учетом образовательного запроса граждан России в 4-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей-учебников:

  • «Основы православной культуры»,

  • «Основы исламской культуры»,

  • «Основы буддийской культуры»,

  • «Основы иудейской культуры»,

  • «Основы мировых религиозных культур»,

  • «Основы светской этики».

Все модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.

Учебники издательства «Просвещение» (серия «Школа России») успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, включены в Федеральный перечень учебников приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основные особенности:

  • Преподавать данный курс в школе будут учителя, прошедшие специальные курсы; обучение носит светский характер, по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой конфессии недопустимо;

  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;

  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;

  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

  • Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;

  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей);

  • Курс безотметочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.

  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам.

Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.

Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе.

Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме. Для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов в каждом субъекте РФ проводятся мероприятия, включающие в себя информирование, консультирование, проведение ежегодных родительских собраний по выбору модуля.

Приложение 1

Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».

  3. Приказ Министерства образования и науки от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253, Москва. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (2014/2015 учебный год).

  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 года №08-516 «О реализации курса ОРКСЭ»

  6. примерная основная образовательная программа начального общего образования

  7. Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ

Приложение 2

Содержание модулей учебного курса ОРКСЭ

 

Название учебного модуля

Единые темы занятий для всех шести учебных модулей курса ОРКСЭ

Содержание учебного модуля

1

Основы светской этики

Россия — наша Родина.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль граж-данина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринима-тельства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенст-вования.

2

Основы православной культуры

Россия — наша Родина.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный  храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

3

Основы исламской культуры

Россия — наша Родина.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

4

Основы буддийской культуры Россия — наша Родина.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

5

Основы иудейской культуры

Россия — наша Родина.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

6

Основы мировых религиозных культур

Россия — наша Родина.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответствен-ность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

 

Приложение 3

Учебные пособия по курсу ОРКСЭ (Школа России)

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Издательство «Просвещение»

 Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 класс. Издательство «Просвещение»

 Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4 класс. Издательство «Просвещение»

 Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4 класс. Издательство «Просвещение»

 Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Издательство «Просвещение»

 Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Издательство «Просвещение»

Использованная литература:

  1. Сайт курса ОРКСЭ http://orkce.apkpro.ru/.

  2. Сайт издательства «Просвещение» https://prosv.ru/

 

С уважением администрация.

модуль ОРКСЭ.pdf
объявление.pdf
Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов